27.04.2011 в 12:27
Пишет  Mona Jenks:

про парадигмальное и интерфейсное восприятие
У большинства людей есть занятное качество: они не интересуются устройством механизма, пока механизм работает. Если механизм никогда не ломался, то у них формируется сугубо интерфейсное представление о нём.
У автомобиля есть перед, середина, и зад. Спереди железки, посередине можно сидеть, сзади — складывать вещи. Чтобы автомобиль ездил, нужно следить за специальной стрелочкой. Если она в красной зоне, то надо подъехать к штуке с автоматами, встать около автомата с цифрой 95, заплатить в окошко и налить в бок автомобиля жидкости.
Когда начинаешь объяснять таким людям парадигмальную позицию на те же вещи, хочется повеситься. Например, что у некоторых автомобилей место, куда складывают вещи, спереди, для них что-то невообразимое и извращённое. И что, если залить жидкость из автомата с цифрой 92, то автомобиль тоже поедет, их удивляет. И что жидкость эта встречается не только в автоматах, но и в канистрах, и в цистернах — для них шок. А уж если сказать, что жидкость эта получилась из трупов, то и по морде получить можно.
С предметной реальностью ещё туда-сюда, но когда дело касается Высоких Материй... Человека там, животных, религии.
К чему я всё это? Я заметил, что люди, у которых по жизни всё постоянно ломается, более склонны к восприятию парадигмальной картины, а те, у кого жизнь по ГОСТу, мыслят интерфейсно. Самый яркий тому пример — семейные отношения. Людям из проблемных семей объяснять принципы эмоциональной экономики приятно и интересно. У них эти принципы с детства перед глазами. А людям, у которых мама папу с работы пирогами встречает, а бабушка шерстяные носочки вяжет, хер докажешь, что молоко из сиськи коровы выходит, а мёд — из жопы пчелы. "Так рассуждают те, кого в детстве недолюбили! — говорят они. — Вас недолюбили, вот вы и злые". Они не понимают, что люди, привыкшие играть со сломанным, очень быстро перестраивают своё восприятие безобразного. Если раздражитель стабилен, то он перестаёт восприниматься, как раздражитель.
Конечно, всё вышесказанное относится только к очень усреднённым социальным слоям. Видал я и сломанных принцесс (суровые нарики-эскейписты — страшное и жалкое зрелище) и холёных механиков (вот уж где извращенцы, так извращенцы).

URL записи